Помимо армейской авиации Японии, Ki-27 находились на вооружении ВВС
ещё двух государств: Таиланда и Маньчжоу-го. Таиланд получил в январе
1942 года двенадцать Ki-27b наряду с другими самолетами в качестве
военной помощи от Японии. Эти истребители в Таиланде получили
обозначение Бин Кхан Лан 12 (истребитель Тип 12, сокращенно "B.Kh.12") и
название "Ота", по имени города, где находился выпускавший их
авиазавод.
Новые самолеты поступили в 16-ю Истребительную эскадрилью (Фунг Бин
Кхан Лан 16), уже имевшую на вооружении американские Кертиссы 75 N
"Хок". Она базировалась на аэродроме Дон Муанг. Несколько позже 16-ю
Истребительную эскадрилью включили в состав 85-го Смешанного авиакрыла
(Конг Бинг Нои Фасом 85) и перевели на север Таиланда, на аэродром
Лампанг. Первый боевой вылет тайских Ki-27 состоялся 6 февраля 1942
года, когда они сопровождали девятку бомбардировщиков Ki-30, которые
нанесли удар по китайским войскам в районе Лои Мве, Бирма. Эта операция
проводилась в рамках так называемой "кампании в провинции Шан". Подобные
вылеты повторялись до 19 февраля. Затем вплоть до 15 марта 1942 года
тайские Ki-27 и "Хоки" патрулировали воздушное пространство между Чианг
Мей и Чианг Рей на севере Таиланда, ни разу не встретив противника.
В последующие недели они вновь сопровождали Ki-30, которые совершали
периодические налеты на Кенгтунг. 13 апреля Ki-30 в сопровождении Ki-27
атаковали скопления вражеских войск у Лои Мве и Монг Хная. В конце
апреля 1942 года боевые действия в провинции Шан активизировались. В то
время Ki-27 16-й эскадрильи занимались эскортированием бомбардировщиков
Ki-21 и Мартин 139. Боевые действия в провинции Шан и южных районах
Китая продолжались то разгораясь, то затухая до февраля 1943 года. Ki-27
16-й эскадрильи занимались патрулированием и сопровождением
бомбардировщиков, но ни разу не встретились с самолетами противника.
В 1943 году королевские ВВС Таиланда (RTAF) получили новые
истребители Ki-43 "Хаябуса". Некоторые из них поступили в базировавшуюся
в Чианг Мейе 16-ю Истребительную эскадрилью, сменив в ней "Хоки" 75N.
Последние, в свою очередь, были переданы в 43-ю эскадрилью для замены
устаревших Кертисс "Хоков" III.
Днем 31 декабря 1943 года 25 бомбардировщиков Консолидейтед В-24
"Либерей-тор" из 308-й Бомбардировочной группы, летевшие без
истребительного прикрытия, атаковали аэродром Лампанг на севере
Таиланда. Они столкнулись с шестеркой Ki-27, базировавшейся на этом
аэродроме 16-й Истребительной эскадрильи. По сообщению экипажей
американских бомбардировщиков, тайские пилоты в своем первом бою с
тяжелыми бомбардировщиками вели себя не очень агрессивно, держались на
большом расстоянии, с легкостью отступая при открытии ответного огня. В
следующий налет на Лампанг, имевший место 3 января 1944 года, 24 В-24
сопровождались истребителями Локхид Р-38 "Лайтнинг" из 449-й
истребительной эскадрильи 51-й Истребительной группы. Было замечено в
воздухе четыре
самолета тайцев, но ни один из них не пытался атаковать.
Следующее столкновение с американцами произошло днем 11 ноября 1944
года. Девять истребителей Р-51 из 25-й истребительной эскадрильи и
восемь "Лайтнингов" из 449-й истребительной эскадрильи (обе входили в
состав 51-й Истребительной группы 14-й Воздушной Армии) выполняли
разведывательный полет над железной дорогой Чианг Мей по направлению к
мосту Бан Дара, атакуя по пути все обнаруженные цели. Они уничтожили
один паровоз и сбили над Лампангом одномоторный самолет. На перехват
вражеской группы поднялась пятерка Ki-27 16-й Истребительной эскадрильи
под командованием лейтенанта Ча-лермкиата Ваттакангкуна. Последовавший
бой плохо закончился для тайских пилотов. На стороне американцев был
численный перевес. 2-й лейтенант Камрон Блеангкам и сержант Чуладит
Детканчорн атаковали Р-38. Камрон сбил "Лайтнинг", но его самолет
получил тяжелейшее повреждение и рухнул на землю. Следом был сбит и
истребитель Чуладита.
Оставшиеся три Ki-27 завязали бой с "Мустангами". На самолете командира
тай-цев лейтенанта Чалермкиата был поврежден двигатель и он совершил
вынужденную посадку. Его истребитель был сразу обстрелян Р-51 и
полностью уничтожен. Подобная
судьба постигла и его ведомых - сержант Нат Сунсорн был убит, а самолет
сержанта Тара Каймука упал в девяти милях от Лам-панга. Все четыре
выживших в этом бою тайских пилота получили различные ранения.
Американцы признали потерю одного Р-38, ещё два Р-51 получили
повреждения .
22 марта 1945 года Ki-27 и Ki-43 16-й Истребительной эскадрильи
атаковали формирование В-24 из 8-й Бомбардировочной группы, бомбившей с
малой высоты железную дорогу Бангкок - Чианг Мей. О результатах этой
атаки данных нет.
К концу войны изношенные тайские Ki-27 снимались с эксплуатации из-за
отсутствия запасных частей. В апреле 1945 года RTAF всё ещё имели в
своем составе девять Ki-27: один (небоеспособный) в 15-й эскадрилье и
восемь (только две машины в летном состоянии) в 16-й эскадрилье. В
ноябре 1945 года оставался один последний Ki-27 в 43-й эскадрилье. По
некоторым сведениям, работавшие в начале 50-х годов в Таиланде
американские военные советники видели в Дон Муанге три Ki-27 (вероятно в
нелетном состоянии)
В 1942 году первые Ki-27b получили ВВС Маньчжурии (Маньшу Кокугун
Хико-тай, MAF), сформированные под контролем японцев. Первый Сентай,
вооруженный Ki-27, базировался в столице, Мукдене. Второй Сентай был
сформирован в Харбине.
Оба подразделения должны были осуществлять ПВО этих городов. MAF
использовалась Японией в основном в пропагандистских целях, и с 1943
года большинство маньчжурских пилотов вошли в состав IJAAF. Оба Сентая,
вооруженных Ki-27, использовались до конца войны для подготовки пилотов
для японских ВВС.
Начиная с 1944 года, пилоты MAF предпринимали отчаянные попытки
перехватить бомбардировщики Боинг В-29 20-го Бомбардировочного
командования, бомбившие Маньчжурию. Классическая атака на летающие на
большой высоте бомбардировщики была неэффективна из-за низкой
скороподъемности и слабого вооружения Ki-27. Многие пилоты старались
таранить вражеские самолеты, если им удавалось подобраться к ним
достаточно близко. Первая успешная попытка такой атаки была
зафиксирована MAF 7 декабря 1944 года, когда группа из 108 В-29 из 58-го
Бомбардировочного крыла совершила налет на Мукден. 2-й лейтенант Соко
Касуга уничтожил один В-29, направив в него свой Ki-27. В ходе этой
атаки он погиб. Вторая подобная атака имела место 21 декабря 1944 года,
когда 49 В-29 из 58-го Бомбардировочного крыла снова атаковала Мукден.
Один из них был успешно таранен Ki-27 2-го лейтенанта Тахеи Мацумото, в
то время, как самолет 2-го лейтенанта Наруо Нишихара, пытавшегося
повторить такую атаку, был сбит огнем американских стрелков. Оба пилота
погибли.
Ещё одним потенциальным пользователем Ki-27 были ВВС марионеточного
Реформационного Правительства Китая, которое было организовано японцами в
Нанкине. Однако, эта идея не получила развития.
По крайней мере, один Ki-27 в летном состоянии попал в руки
гоминдановцев во время боев в Китае. Самолет был тщательно изучен
китайцами и, возможно, американцами из AVG, и прошел летные испытания.
Есть фотографии этого Ki-27 в цветах Гоминьдана: он получил новый
камуфляж и китайские опознавательные знаки и даже китайские позывные
Р-5015.
В ходе боев за Халхин-Гол в 1939 году Советы захватили поврежденный
Ki-27 и отремонтировали его. На поезде он был доставлен в НИИ ВВС в
Чкаловский, где его облетал летчик-испытатель Алексей Ку-бышкин. В
августе 1939 года проводились учебные воздушные бои с истребителем
Поликарпова И-153 (по другим данным - с И-15 бис). Ki-27 на сей раз
пилотировал Михаил Вахрушев. К сожалению, эти испытания закончились
трагически - Ki-27 внезапно врезался в землю и взорвался, пилот погиб.
Множество Ki-79, использовавшихся японцами в учебных подразделениях
на оккупированных территориях в Китае, Корее, Маньчжурии, Малайе,
Индокитае, Филиппинах и голландской Ост-Индии, были брошены в летном
состоянии и избежали уничтожения силами Союзников. Например, некоторое
количество пригодных к эксплуатации Ki-79 было найдено индонезийцами на
Яве и Суматре. Они стали первыми самолетами в сформированных в сентябре
1945 года Индонезийских Народных Силах Безопасности (IPSF), ставших
ядром будущих вооруженных сил Индонезии. Ki-79 были известны под
японским названием Ниши-корен и служили в Индонезии до 1949 года, в
период самой ожесточенной борьбы против англичан и голландцев,
пытавшихся восстановить контроль над бывшей голландской Ост-Индией. Вряд
ли эти самолеты использовались тогда только как учебные. Возможно, они
применялись для связи и разведки. Один двухместный Ki-79 с маленьким
белым номером "01" в настоящее время является экспонатом музея в
Джакарте.
Некоторые авторы указывают, что наряду с Ki-79 IPSF имели некоторое
количество Ki-27. По всей видимости это мнение ошибочно - боевые Ki-27
отсутствовали в том районе задолго до конца войны. С другой стороны,
Индонезия использовала много Ki-43 и других японских самолетов.
Интересно, что IPSF время от времени пользовалась услугами японских
пилотов, которые по разным причинам остались в Индонезии.
В августе-сентябре 1945 года, когда Советская Армия захватила
Маньчжурию, ей в виде трофеев, видимо, досталось множество Ki-79 на
заводском аэродроме в Харбине и в летных школах. Часть этих самолетов
досталась коммунистам Мао Цзе-Дуна, которые использовали их в ВВС
Красной Армии Китая (RACAF) для подготовки пилотов будущей "народной"
армии. В июле 1946 года были сформированы чан-нкайшистские ВВС Народной
Освободительной Армии (PLAAF) и, как и в Индонезии, Ki-79 стали первыми
их самолетами. Некоторые из них несли службу до начала 50-х годов.
Источник: http://premtel.ru/publ/ |